Профсоюз обжалует локальный акт компании

Согласование локальных актов с первичной профсоюзной организацией

Профсоюз обжалует локальный акт компании

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.

Важно Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

  • должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
  • должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст.

101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221

ТК РФ).

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников.

Утверждение локальных нормативных актов

об утверждении формы расчетного листка (ст.136);

  • об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144);
  • об установлении конкретных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст.147);
  • об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время (ст.154);
  • о введении и применении систем нормирования труда (ст.159);
  • о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст.162);
  • о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст.180);
  • об утверждении правил внутреннего трудового распорядка организации (ст.190);
  • снятие в течение года дисциплинарного взыскания с ра­ботника — по ходатайству профкома (ч.

Учитываем мнение профсоюза: как правильно оформить?

Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом. (часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

Производственный календарь

Внимание

Кроме того, в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов, организация должна учесть мнение профсоюза в некоторых других случаях, установленных законодательством (ст. 371 ТК РФ). Расторжение трудового договора Учесть мнение профсоюза нужно, если организация по своей инициативе увольняет сотрудников, являющихся его членами.

Работодатель обязан запросить мнение профсоюза при увольнении в связи с:

  • сокращением численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • несоответствием сотрудника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации (подтвержденной результатами аттестации) (п. 3 ч. 1 ст.

После того как работодатель разработает проект локального нормативного акта, он направляет его в профсоюзный орган. 2. Получив проект, профсоюз должен в течение 5 рабочих дней направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Мнение профсоюза может быть следующим: — согласие с проектом; — несогласие с проектом; — содержать предложения по совершенствованию проекта.

В случае если профсоюз согласен с проектом, работодатель утверждает локальный нормативный акт.

Если профсоюз предлагает конкретные предложения по совершенствованию проекта, работодатель может согласиться с ними и самостоятельно доработать проект, включив в него поступившие предложения.

ТК РФ).Помимо этого, в Трудовом кодексе РФ упоминаются и другие случаи, когда организация должна учесть мнение профсоюзного органа. Например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам (ч.
2, 4 ст. 99 ТК РФ). Полный перечень таких случаев приведен в таблице. При этом порядок согласования решения работодателя с профсоюзом в таких ситуациях не установлен.

В данном случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный статьями 372 или 373 Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

Профсоюз полностью согласился с проектом графика отпусков либо предложил внести в него изменения, с которыми работодатель согласен.В данном случае работодатель утверждает график отпусков в согласованной редакции. На самом графике ставится отметка об учете мнения, например: «Мнение выборного профсоюзного органа от 7 декабря 2010 г.

№ 3 учтено» (эта отметка предусмотрена в тексте унифицированной формы № Т-7***). Мотивированное мнение рекомендуется хранить вместе с графиком отпусков. Вариант 2. Возможен и другой вариант.

Профсоюз не согласился с предложенным проектом графика отпусков либо предложил внести в него изменения, неприемлемые для работодателя.

В данном случае работодатель должен в течение трех календарных дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом (образец на стр. 73).

  • 1Когда необходимо учесть мнение профсоюза
  • 2 Порядок учета
  • 3 Положительное мнение
  • 4 Отрицательное мнение
  • 5 Обжалование локального акта
  • 6 Расторжение трудового договора

Если в организации есть профсоюз, то при решении некоторых вопросов она обязана учитывать его мнение (ст. 371 ТК РФ). Интересы сотрудников организации первичная профсоюзная организация представляет через свой выборный орган (ст.

372, 373 ТК РФ). На практике таким органом является профсоюзный комитет (профком). Ситуация: обязана ли организация создавать профсоюз? Нет, не обязана. Профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности.

Представительный орган (профсоюз) создается в целях защиты социально-трудовых прав и интересов сотрудников организации.

То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е. в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

Источник: http://law-uradres.ru/soglasovanie-lokalnyh-aktov-s-pervichnoj-profsoyuznoj-organizatsiej/

Когда нужно учитывать мнение профсоюза – НалогОбзор.Инфо

Профсоюз обжалует локальный акт компании

Если в организации есть профсоюз, то при решении некоторых вопросов она обязана учитывать его мнение (ст. 371 ТК РФ). Интересы сотрудников организации первичная профсоюзная организация представляет через свой выборный орган (ст. 372, 373 ТК РФ). На практике таким органом является профсоюзный комитет (профком).

Ситуация: обязана ли организация создавать профсоюз?

Нет, не обязана.

Профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности. Представительный орган (профсоюз) создается в целях защиты социально-трудовых прав и интересов сотрудников организации. Об этом говорится в статье 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

При этом профсоюзы независимы в своей деятельности от организации (руководства организации) (ст. 5 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ). Организация при решении некоторых вопросов обязана учитывать мнение профсоюза (ст. 371 ТК РФ). В частности, это нужно сделать при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ).

Однако такое условие необходимо выполнять только при наличии профсоюзного органа в организации (ст. 8 ТК РФ).

Таким образом, руководство организации не вправе обязывать сотрудников создавать представительный орган (профсоюз). В свою очередь у сотрудников организации не может быть обязанности объединяться в профсоюз.

Когда необходимо учесть мнение профсоюза

Организация обязана учесть мнение профсоюза:

  • при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок учета

Процедура учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов включает в себя несколько этапов.

Сначала организация направляет в профсоюзный комитет:

  • проект локального нормативного акта (например, Положение об оплате труда, коллективный договор);
  • обоснование к проекту (пояснение, для чего он принимается и как в нем учтены интересы сотрудников) (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Обоснование можно представить, например, в виде сопроводительного письма.

Об этом говорится в части 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Профсоюзный комитет должен рассмотреть проект локального нормативного акта и выработать по нему мотивированное мнение в письменной форме. В зависимости от принятого решения документ может содержать:

  • согласие с предложенным проектом локального нормативного акта;
  • предложения по его совершенствованию;
  • отрицательное мнение по проекту документа.

Мотивированное мнение профсоюз должен направить работодателю не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта.

Об этом говорится в части 2 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Совет: в целях соблюдения сроков и устранения возможных разногласий зарегистрируйте сопроводительное письмо, мотивированное мнение в журналах учета входящей и исходящей корреспонденции.

Положительное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с проектом локального акта, то документ считается приятым с учетом мнения профсоюзного органа. При этом в нем должно присутствовать упоминание о том, что мнение профсоюза учтено.

Пример оформления локального нормативного акта организации с учетом мнения профсоюза. Мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования.

Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о согласии с проектом локального нормативного акта.

25 января Положение об оплате труда было принято и утверждено руководителем организации с учетом мнения профсоюзного органа.

Отрицательное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета отрицательное либо содержит предложения по усовершенствованию локального акта, то в указанном документе профсоюз должен обосновать свою позицию и дать заключение по представленному проекту документа. В этом случае работодатель может согласиться или не согласиться с мотивированным мнением профсоюза.

При согласии организации с мотивированным мнением руководитель утверждает локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом.

Если работодатель не согласен с позицией профсоюзного комитета, то он должен провести дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения оптимального решения. Это нужно сделать в течение трех дней после получения мотивированного мнения. Если в результате консультаций разногласия не устранены, то оформляется протокол разногласий.

Работодатель может принять локальный нормативный акт, даже если стороны не пришли к согласию. В этом случае профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Обжалование локального акта

Обжалование локального акта в трудовой инспекции происходит в следующем порядке.

Трудовая инспекция, получив жалобу профсоюзного органа, в течение одного месяца со дня ее получения проводит проверку, по результатам которой выносит решение.

Если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения.

Об этом говорится в части 5 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, профсоюз может начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном главой 61 Трудового кодекса РФ.

Пример учета мнения профсоюза при принятии организацией локального нормативного акта. Мотивированное мнение профсоюза содержит несогласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования.

Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о несогласии с проектом локального нормативного акта. Работодатель 25 января провел дополнительные консультации с представителями профсоюза, по результатам которых был составлен протокол разногласий. В связи с тем что стороны так и не пришли к согласию, организация утвердила локальный нормативный акт без учета мнения профсоюза.

Профсоюз принял решение обжаловать принятый документ в трудовой инспекции.

Кроме того, в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов, организация должна учесть мнение профсоюза в некоторых других случаях, установленных законодательством (ст. 371 ТК РФ).

Расторжение трудового договора

Учесть мнение профсоюза нужно, если организация по своей инициативе увольняет сотрудников, являющихся его членами. Работодатель обязан запросить мнение профсоюза при увольнении в связи с:

  • сокращением численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • увольнением сотрудников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (ч. 3 ст. 171 ТК РФ).

Порядок учета мнения профсоюза заключается в следующем.

Организация направляет в профсоюзный комитет проект приказа об увольнении и копии документов, являющихся основанием для принятия данного решения (например, копию протокола аттестационной комиссии – при увольнении в связи с несоответствием сотрудника занимаемой должности) (ч. 1 ст. 373 ТК РФ).

По результатам рассмотрения документов профсоюзный комитет в течение семи рабочих дней составляет мотивированное мнение в письменной форме и направляет его работодателю (ч. 2 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз согласен с проектом приказа об увольнении, то организация вправе уволить сотрудника не позднее одного месяца со дня получения положительного мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз не согласен с решением организации, то он в течение трех рабочих дней проводит дополнительные консультации с представителями организации. По результатам консультаций оформляется протокол.

При недостижении общего согласия руководитель организации в течение 10 рабочих дней со дня направления приказа может утвердить его без учета мнения профсоюза. При этом профсоюз вправе подать жалобу на действия работодателя в трудовую инспекцию и в суд.

Кроме того, сотрудник может самостоятельно обжаловать решение об увольнении в суде.

Трудовая инспекция в течение 10 дней со дня получения жалобы рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание восстановить сотрудника на работе с оплатой вынужденного прогула. Такое предписание организация вправе обжаловать в суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 373 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: как организации учесть мнение профсоюза, если порядок такого согласования в законодательстве не установлен (например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам)?

В Трудовом кодексе РФ предусмотрены случаи, когда работодатель обязан принимать решения с учетом мнения профсоюза. Однако порядок такого согласования установлен лишь для случаев:

  • принятия локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);
  • расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Помимо этого, в Трудовом кодексе РФ упоминаются и другие случаи, когда организация должна учесть мнение профсоюзного органа. Например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам (ч. 2, 4 ст. 99 ТК РФ). Полный перечень таких случаев приведен в таблице.

При этом порядок согласования решения работодателя с профсоюзом в таких ситуациях не установлен.

В данном случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный статьями 372 или 373 Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

Ситуация: в каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом?

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

  • иные представительные органы (представители).

Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

  • в организации нет профсоюза;
  • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.

Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.

При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

  • должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
  • должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е.

в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре).

При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/kadrovyj_uchet/trudovye_otnoshenija/kogda_nuzhno_uchityvat_mnenie_profsojuza/116-1-0-3012

Локальные акты принимаемые с согласия профсоюза

Профсоюз обжалует локальный акт компании

ТК РФ);

— утверждения графика отпусков (ст. 123 ТК РФ) и формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ); и пр.

Судебная практика. Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 10.10.

2012 по делу N 33-3313-12: аттестация в отношении работника была проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства — на основании Положения о проведении аттестации, принятого без учета мнения выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, что противоречит ч. 2 ст. 81, ст. 372 ТК РФ. Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ указанное Положение не подлежало применению.

Т.

Yurburo61.ru

Профсоюз не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение профсоюза не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован профсоюзной организацией в соответствующей государственной инспекции труда или суде.

Меню

ТК РФ)

  • увольнение работников, являющихся членами профсоюза в случаях:

-сокращения численности или штата работников;

-недостаточной квалификации, подтвержденной результа­тами аттестации (в состав аттестационной комиссии в обяза­тельном порядке включается член комиссии от профкома) (ч. 2 ст. 81 и ч. 3 ст. 82 ТК РФ);

-неоднократного неисполнения работником без уважитель­ных причин трудовых обязанностей, если он не имеет дисци­плинарного взыскания.

(Пояснение для профкома: он может настаивать на том, чтобы в коллективном договоре был установлен иной поря­док обязательного участия выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудово­го договора по инициативе работодателя (ст. 81 и ст. 82 ТК).

Какие локальные документы согласовывать с трудовым коллективом а какие с профсоюзом

ТК РФ).Согласно ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.Также в силу ст. 135 ТК РФ с учетом мнения представительного органа работников принимаются локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда (положение об оплате труда, о премировании и т.п.).В соответствии со ст.

  • положение об аттестации;
  • нормы выдачи сотрудникам средств защиты (если в колдоговоре они не указаны).

В колдоговоре могут быть прописаны и другие акты, принимаемые только совместно с коллективом.

Профсоюз и оплата труда Как уже было сказано, согласно ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Системы оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст.

Что нужно согласовывать с профсоюзом?

ТК РФ).

ТК РФ). При этом порядок такого согласования предусмотрен ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

Обратите внимание! При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ);

— получить согласие соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, увольняя по п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см.

Локальные акты предприятия: оформляем правильно

Профсоюз обжалует локальный акт компании

Зачем нужны локальные акты в организации? Почему без некоторых из них нельзя обойтись? Какие внутренние документы согласуют с профсоюзом, каков порядок их утверждения?
Ответы – в нашем обзоре.

Трудовые отношения между работниками и работодателем регулируются как на законодательном уровне, когда обязательные для исполнения нормы и требования устанавливаются государством, так и на локальном уровне.

Каждая организация исходя из специфики своей деятельности самостоятельно разрабатывает и утверждает локальные (то есть внут­ренние) нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы рабочего процесса и трудовых взаимоотношений в организации.

Такие внутренние документы позволяют:

► решать вопросы, прямо не урегулированные законом;

► конкретизировать отдельные условия и нормы труда;

► устанавливать для работников дополнительные, по сравнению с законодательством, права и гарантии.

Локальные нормативные акты (ЛНА) могут предусматривать: особенности режима рабочего времени на предприятии, порядок поощрения сотрудников за успехи в работе и применения дисциплинарных взысканий, систему и сроки оплаты труда, виды материального стимулирования работников (надбавки, премии, доплаты и т. д.), перечень работ с неблагоприятными условиями труда и пр.

ЛНА обязательны для исполнения работниками и работодателем. Ненадлежащее оформление ЛНА может привести к признанию их недействительными.

Более того, нарушение установленного порядка утверждения ЛНА чревато отменой вынесенных приказов или распоряжений работодателя по вопросам, регулируемым этим внутренним актом, судебными разбирательствами, а также привлечением руководителя к административной ответственности.

Чтобы этого избежать, работодателям и работникам кадровых служб следует очень внимательно и тщательно подходить к процессу утверждения и оформления локальных актов.

Согласование с профсоюзом

У правил внутреннего трудового распорядка, графика отпусков и локальных актов об оплате труда особый порядок принятия. Их обязательно нужно согласовывать с представительным органом работников. В подавляющем большинстве интересы работников на предприятии представляют профсоюзы и их выборные органы (профсоюзный комитет).

Некоторые компании создают другие органы работников, которые могут именоваться по-разному (например, совет трудового коллектива и т. д.). То есть для введения в действие локального акта и придания ему юридической силы работодатель должен представить его для согласования в представительный орган работников, функционирующий в организации.

После получения его согласия ЛНА подлежит утверждению работодателем и вступает в силу.

Но может быть и другой «сценарий», когда в компании нет ни профсоюза, ни другого представительного органа работников. Для этой ситуации законодательством, к сожалению, не прописано никакого механизма утверждения и применения рассматриваемых локальных актов. Получается нонсенс.

Наличие представительного органа на предприятии не является обязательным, это объединение работников, созданное на добровольных началах. Наказать организацию за отсутствие выборного органа работников и, как следствие, за несогласование с ним актов нельзя.

Но в то же время выходит, что при отсутствии представительного органа вышеуказанных ЛНА вообще не может быть в организации.

Считаем целесообразным дополнить Трудовой кодекс еще одним вариантом согласования ЛНА для случаев, когда у юрлица нет представительства работников. Например, получение согласия специально созданной комиссии из работников организации.

Важные и необходимые

Почему правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков и положение об оплате труда так важны?

Дело в том, что они влияют на многие основные аспекты трудовых отношений, поэтому организации без них никак не обойтись.

Правила внутреннего трудового распорядка – обязательный локальный акт компании независимо от ее организационно-правовой формы и численнос­ти (ст. 174 ТК). Этот документ запрашивается при проведении проверки в первую очередь, причем проверяется не только его наличие, но и оформление, ознакомление с ним работников.

Без правил нельзя прекратить с работником трудовой договор за однократное грубое нарушение им своих трудовых обязанностей (п. 4 ч. 2 ст. 100 ТК), например, за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения, за прогул и т. д.

Перечень таких нарушений, за которые можно уволить работника, должен содержаться именно в правилах. Исключение составляют отдельные категории работников, которых увольняют по указанному основанию с применением других актов (положения о дисцип­лине и т. д.).

Кроме того, правилами конкретизируются трудовой распорядок на предприятии, режим рабочего времени, дисциплина труда и пр.

На практике, когда суды рассматривают трудовые споры по увольнению работников за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, судьи требуют представить оригинал правил для установления факта их надлежащего оформления и согласования с профсоюзным комитетом. Нарушение этого порядка, в частности, несогласование акта с проф­комом ввиду отсутствия такого органа в организации, может являться основанием для отмены приказа об увольнении и восстановления работника на прежней работе.

Для справки: примерная форма и содержание правил внутреннего трудового распорядка для предприятий, учреждений, организаций, независимо от их ведомственной принадлежнос­ти, форм собственности и хозяйствования, утверждены Министерством труда (рег. МЮ N 746 от 14.06.1999 г.).

График отпусков. Необходимость данного до­кумента вполне очевидна и вытекает из статьи 144 ТК. Он нужен для определения очередности ухода работников в ежегодные отпуска. Но хотя законом установлена обязательность графика отпусков для всех предприятий независимо от форм собствен­ности, далеко не во всех организациях он имеется или составляется вовремя.

А ведь этот локальный акт весьма полезен для работодателя, в частности, для предотвращения конфликтов при распределении времени отпус­ков. Например, многие хотят в отпуск летом, и без составления графика решить этот вопрос весьма проблематично.

Учесть инте­ресы всех работников не всегда возможно (за исключением тех категорий, которые имеют право уходить в отпуск в летнее или другое удобное для них время согласно статье 144 ТК).

Если же график отпусков есть и работник с ним ознакомлен, то не уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск (даже если его время не сов­падает с пожеланиями самого работника и выпадает, к примеру, на зимнее время) он уже не сможет.

За это можно даже применить дисциплинарное взыскание, поскольку нарушение графика отпусков работником фактически будет нарушением трудовой дисциплины.

Локальные акты об оплате труда. Их основная цель – закрепить применяемые в данной организации механизмы оплаты труда, систему премирования. На практике большинство организаций именует его как положение об оплате труда. Нормы о премировании можно вынести в отдельный акт, например, в положение о премировании.

Как таковое, положение об оплате труда не является обязательным. Законодатель дал работодателю возможность включать такие нормы в том числе в коллективный либо трудовой договор.

Но коллективный договор есть далеко не у всех, а включать все условия оплаты труда в трудовой договор, значит, вносить в него изменения при каждом изменении зарплаты или порядка ее выплаты, то есть оформлять дополнительное соглашение всякий раз.

И так с каждым работником в отдельности. К тому же подробно расписанная схема выплат «утяжеляет» трудовой договор.

Организациям с маленьким штатом, конечно, нет нужды составлять такое положение. Но крупным компаниям со сложной системой выплат для разных категорий сотрудников лучше иметь отдельный документ, объединяющий все сведения о структуре оплаты труда, порядке выдачи зарплаты и пр.

Для упрощения работы кадровиков советуем в трудовом договоре указать размер оклада, а по стимулирующим (премиальным) выплатам сделать ссылку на акт, например: «Премии выплачиваются в соответствии с Положением об оплате труда работников / Положением о премировании». И все дальнейшие корректировки по оплате будут проходить через внесение поправок в эти документы.

Если в компании практикуют выдачу работнику расчетного листка при выплатах, то положение об оплате труда также может пригодиться. В нем можно утвердить форму такого уведомления с подробным описанием всех начислений и вычетов.

, форма и структура вышеуказанных ЛНА законодательством четко не регламентированы. Поэтому работодатель разрабатывает их в произвольной форме. Также законодательство не содержит строгих требований к процедуре оформления и согласования ЛНА с представительным органом работников.

Порядок оформления

При утверждении и согласовании ЛНА рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

ЭТАП 1. В первую очередь нужно определиться с тем, какая служба, отдел или конкретный сотрудник будут готовить проект документа. Здесь все зависит от специфики и содержания акта.

Обычно правила внутреннего трудового распорядка разрабатывает юрист предприятия, график отпусков – отдел кад­ров, а положение об оплате труда – бухгалтерия.

Для упрощения решения этого вопроса советуем включить обязанность по разработке тех или иных локальных актов в должностные инструкции работников. Порядок и сроки подготовки проекта можно отразить в приказе.

ЭТАП 2. На стадии разработки документа желательно ознакомить с ним все заинтересованные отделы (в лице их начальников) или конкретных работников, получить письменные замечания и предложения, если таковые имеются.

ЭТАП 3. Скорректированный с учетом представленных поправок документ направляется в профсоюзный комитет желательно с сопроводительным письмом с указанием его номера и даты. На предприятии может быть создан и другой, кроме профсоюзного комитета, представительный орган работников. Локальный акт согласовывается с ним аналогично представленному порядку.

В письме можно указать сроки рассмотрения проекта и дачи мотивированного мнения профкома. Законом эти сроки не регулируются, поэтому работодатель устанавливает их по своему усмотрению.

Дату получения документа профсоюзным комитетом желательно зафиксировать.

Например, проставить отметку о принятии документа профкомом с подписью его председателя или одного из членов на экземпляре письма, хранящегося у работодателя.

ЭТАП 4. Профсоюзный комитет проводит заседание и обсуждает проект локального акта. Итоги рассмотрения оформляются протоколом, в котором отражаются результаты ания членов профкома: сколько «за», сколько «против». Выписку из протокола или его копию вместе с сопроводительным письмом направляют работодателю.

В письме обычно фиксируется окончательное решение профкома по поводу согласования или несогласования акта. Если профком считает, что отдельные нормы противоречат закону или снижают гарантии прав работников, он может представить в письме работодателю свои мотивированные поправки.

В этом случае работодатель отдает проект акта вместе с мнением профкома на доработку, после чего документ вновь подлежит рассмотрению в профкоме.

Важно!

Многие организации неправильно понимают суть согласования ЛНА с профсоюзным комитетом. Некоторые считают, что для этого достаточно подписи председателя профкома на титульном листе ЛНА. Это неверно и может в дальнейшем привести к признанию локального акта недействительным. Профсоюзный комитет – коллегиальный орган, и решение принимается большинством его .

Поэтому при оформлении титульного листа ЛНА факт согласования с профкомом желательно подтвердить не только подписью его председателя, но и датой (номером) протокола заседания представительного органа:

СОГЛАСОВАНО

председатель профсоюзного комитета

ООО «_________________________»

                                                                                                                                                            (Ф. И. О.)

Протокол собрания профкома

N___ от __________________ 2019 г.

М. П. «__» __________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО «_______________»

                                          (Ф. И. О.)

М. П. «__» _____________ 2019 г.

Выписку из протокола заседания профкома или его копию рекомендуем прикрепить к локальному акту.

Ленара Хикматова, эксперт ООО «Norma».

Источник: https://gazeta.norma.uz/publish/doc/text150599_lokalnye_akty_predpriyatiya_oformlyaem_pravilno

ПравБаза
Добавить комментарий