Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

Что делает трудовая инспекция?

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

Если с проверкой пришла трудовая инспекция…

Деятельность трудовой инспекции по надзору за соблюдением трудового законодательства

Проверка работодателя трудовой инспекцией

Полномочия государственных инспекторов труда

Ограничения полномочий трудовой инспекции

Если с проверкой пришла трудовая инспекция… 

Работа государственных инспекций труда, являющихся территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), регламентирована нормами Трудового кодекса и закона № 294-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Основная деятельность трудинспекции — проверка работодателей на предмет соблюдения ими трудового законодательства.

Как правило, о предстоящей проверке известно заранее:

  • из плана проверок, опубликованного в соответствии со ст. 11 закона № 294-ФЗ;
  • предупреждения, которое должно быть сделано не менее чем за сутки (п. 16 ст. 12 закона № 294-ФЗ). 

Однако возможна ситуация, когда трудовая инспекция пришла без предупреждения. Согласно ст. 360 ТК РФ предварительно уведомлять работодателя о проверке запрещено, если поводом для нее послужили обращения граждан о нарушениях трудовых прав или жалоба работника.

Рассмотрим основные направления работы трудинспекции.

Деятельность трудовой инспекции по надзору за соблюдением трудового законодательства 

Основные мероприятия, проводимые трудинспекциями, перечислены в ч. 1 ст. 356 ТК РФ:

  • осуществление проверок деятельности работодателей;
  • выдача предписаний об устранении нарушений;
  • протоколирование и рассмотрение дел по некоторым административным правонарушениям, подготовка материалов о привлечении к ответственности. 

Содержательно все эти виды работы подразумевают выявление, пресечение и профилактику нарушений трудового законодательства и трудовых прав работников. 

ВАЖНО! В предмет деятельности трудовой инспекции не входит разрешение индивидуальных трудовых споров, это вытекает из содержания ст. 356, 357 ТК РФ. При наличии признаков спора предписания и постановления трудинспекции подлежат отмене, на это неоднократно указывал ВС РФ (см. постановление ВС РФ от 25.11.2015 № 3-АД15-8). 

Для выявления признаков нарушений нормативных актов, регулирующих вопросы труда и зарплаты, проводятся проверки.

Проверка работодателя трудовой инспекцией 

Проверка — совокупность мероприятий, проводимых для оценки соответствия действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Ее результаты оформляются актом.

Проверки могут проводиться как во внеплановом порядке (на основании запроса, обращения), так и по плану. В этом случае предварительным этапом является следующая работа:

  • анализ результатов надзорной деятельности и выявление рисков в соответствии со ст. 8.1 закона № 294-ФЗ;
  • определение лиц, с момента регистрации или последней проверки которых прошло 3 года и более;
  • составление плана проверок;
  • согласование плана с прокуратурой;
  • публикация плана на сайтах Генпрокуратуры и Роструда. 

Плановые и внеплановые проверки проводятся в документарной (проверяемое лицо представляет документы по запросу) и выездной (прибытие к месту нахождения проверяемого лица и изучение материалов на месте) форме (ст. 11, 12 закона № 294-ФЗ).

Полномочия государственных инспекторов труда 

Права инспекторов трудинспекции при проведении проверок перечислены в п. 13 положения «О федеральном государственном надзоре…», утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875:

  • прибывать в место нахождения работодателя в любое время и при предъявлении удостоверения проводить проверку (если она имеет выездной характер);
  • получать необходимые документы и объяснения (срок для ответа на запрос или требование — 10 рабочих дней);
  • проводить изъятие образцов материалов и веществ с составлением акта;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • выдавать предписания об устранении нарушений, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или отстранении их от работы;
  • направлять в суды требования о ликвидации юрлиц, нарушающих требования охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение или инструктаж по охране труда;
  • запрещать использование ненадлежащих средств защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных проступках, направлять материалы в другие органы по подведомственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. 

Перечисленные полномочия реализуются в рамках, определенных нормативными актами.

Ограничения полномочий трудовой инспекции 

При проведении проверок действуют ограничения, предусмотренные ст. 18 закона № 294-ФЗ:

  1. Проверка должна проводиться только на основании распоряжения уполномоченного лица и в пределах установленных сроков.
  2. Права и законные интересы проверяемого лица не должны нарушаться. В частности, ему должна представляться информация и разъяснения о проверке, полученных сведениях (в т. ч. поступивших по каналам межведомственного взаимодействия) и т. д. 

Проверяющие вправе требовать представления только необходимых документов. В данном случае действует предметное ограничение:

  • для плановых проверок — ограничение вопросами, включенными в проверочные листы, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (см. сообщение на сайте Роструд утвердил 107 форм проверочных листов);
  • внеплановых проверок — необходимость выявления обстоятельств, вытекающих из основания для назначения проверки (обращения, предписания и др.). 

Источник: https://rusjurist.ru/proverki/proverki_rostruda/chto_delaet_trudovaya_inspekciya/

Функции трудовой инспекции и правила обращения в орган

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-25-49

Государственная трудовая инспекция создана для защиты прав простых граждан. Это орган, который контролирует, как соблюдаются нормы трудового законодательства на всех предприятиях, вне зависимости от форм собственности. Как правильно написать обращение в гос. инспекцию?

Полномочия государственной трудовой инспекции

Стоит детально разобраться, какие функции возложены на этот федеральный орган, и какими полномочиями он наделен. Представительства гос. инспекции есть по всей стране. Не является исключением и город Владивосток. Компетенции у этой структуры достаточно широкие, чтобы она могла эффективно заниматься отстаиванием прав трудящихся.

Если у контролирующего органа возникнут основания, он имеет право направить своих инспекторов на любое предприятие. Там они вытребуют информацию, которая им необходима для того, чтобы проверить, соблюдает ли организация трудовое законодательство.

На основании обнаруженных нарушений государственная инспекция имеет право составить протокол. Далее принимается решение о мерах пресечения: это может быть отстранение сотрудника от работы, если он не проинструктирован должным образом, либо другое предписание. Оно является обязательным для исполнения.

Не менее важной является еще одна обязанность, которая возложена на гос. инспекцию. В этот орган может подать обращение любой гражданин, который считает свои права ущемленными.

Ему достаточно написать письмо, в котором необходимо изложить суть жалобы. Подать его можно в режиме онлайн или переслать по почте. Также жаловаться разрешено коллективом или через посредника, выписав на его имя доверенность.

Получив обращение, федеральная государственная инспекция либо ее региональное представительство проводит проверку всех обстоятельств. В случае обнаружения нарушений орган может выдать соответствующее предписание работодателю.

Многие предприятия уже почувствовали на себе, что такое штрафы трудовой инспекции. Начиная с 2015 года, такие меры воздействия на работодателей стали намного жестче.

Например, до этого за нежелание оформлять трудовой договор предприятию грозило взыскание в размере до 50 тысяч рублей, а с вступлением в силу поправок сумма выросла в два раза.

Максимальный штраф для юридического лица, выписываемый государственной инспекцией, может составлять 200 тысяч в отечественной валюте.

Компетенции и права органа и его служащих

Федеральная государственная инспекция входит в состав такого ведомства, как Роструд. В своей работе она опирается на трудовое законодательство. Это не только Трудовой кодекс РФ, но и Положения об инспекции труда. В последнем документе детально расписаны полномочия органа и его сотрудников.

Чтобы понимать, когда есть смысл написать жалобу в гос. инспекцию, стоит почитать статью 356 Трудового кодекса. В ней говорится о том, какие функции она выполняет:

  • наблюдение за тем, как предприятия соблюдают отечественное законодательство в сфере трудовых отношений;
  • выдача предписаний с целью восстановить работников в их правах;
  • проверка соблюдение норм безопасности и охраны труда, отстранение от работы сотрудников, которые с ними не знакомы;
  • административное наказание в отношении лиц, которые совершили правонарушение;
  • расследование обстоятельств различных инцидентов, включая несчастные случаи на предприятии;
  • инициирование судебных разбирательств;
  • приостановление работы предприятия.

В статье 357 ТК РФ детальнее расписано, какие действия имеет право осуществлять государственная инспекция, чтобы реализовывать свои функции. Инспектор с целью проверки может прийти на предприятие в любое время суток. Но если речь идет о плановом мероприятии, о нем предупреждают за три дня.

Гос. орган может запрашивать любые бумажные и другие источники информации, когда нужно осуществить проверку. Это касается, прежде всего, ситуаций, когда речь идет о возможном нарушении прав и интересов трудящихся. Если это необходимо, федеральная инспекция может потребовать для анализа образцы материалов/веществ.

Правила обращения граждан

В законодательстве не только установлено, какими вопросами занимается этот гос. орган, но и его обязательства. В ТК РФ говорится о том, что гражданин имеет право написать жалобу в инспекцию по труду в любом виде.

Ее пересылают посредством обычной почты. Можно подать заявку в режиме онлайн или узнать номер телефона регионального представительства, чтобы позвонить инспекторам.

В любом случае обращение фиксируется, а потом по нему проводится проверка.

Согласно законам России, стандартные ситуации разрешаются в тридцатидневный срок. Именно столько времени выделено на изучение обстоятельств жалобы.

Но отдельно оговариваются правила рассмотрения заявлений, в которых граждане жалуются на несправедливое увольнение.

В таком положении государственная инспекция обязана действовать более оперативно: письмо обязаны изучить и дать по нему ответ в течение 10 дней с момента получения.

Важно знать, что этот гос. орган можно жаловаться не по всем вопросам. Есть ситуации, которые находятся вне его компетенции. Можно смело обращаться сюда, когда возникли вопросы по заработной плате. Также федеральная государственная инспекция разбирается с конфликтами, которые связаны с режимом либо условиями труда.

В ее компетенции организация рабочего процесса. Стоит найти номер телефона представительства по г. Владивосток либо в другом регионе, если работники предприятия считают, что их график не соответствует нормам и стандартам, заложенным на государственном уровне. Также сюда жалуются, когда работодатели не дают отпусков либо игнорируют требование предоставлять сотрудникам перерывы в работе.

Однако гос. орган не всегда может помочь с решением финансовых вопросов.

Если есть претензии к заработной плате, есть смысл составлять жалобу и доверенность на третье лицо, когда решено обращаться в инспекцию через представителя.

Но чтобы добиться компенсации морального ущерба, придется написать иск в суд. Если гражданина уволили противозаконно и не желают выплатить заработанные деньги, тоже придется решать проблему через судебные инстанции.

Составление письменного заявления

Перед тем как обратиться в трудовую инспекцию, стоит изучить примеры по теме. От того, насколько грамотно будет составлен текст заявления, зависит результат обращения. Важно написать жалобу грамотно, соблюдая правила орфографии. В ней излагают обстоятельства дела по сути, не отклоняясь в сторону лирических отступлений.

В законодательстве РФ нет четких требований, как должен выглядеть такой документ. Но стоит руководствоваться общими правилами написания жалоб и претензий. Чтобы гос.

орган смог отреагировать, нужно найти адрес представительства, например, по городу Владивосток либо в другом регионе.

Стоит понимать, что жалобу примут и в федеральной государственной инспекции, но ее все равно передадут в региональное представительство. Так что в итоге только затянется время ее рассмотрения.

В начале документа следует написать, куда и кому он подается. Далее непременно указывают, от кого поступает заявление. Хотя велик соблазн обратиться в инспекцию анонимно, делать этого не стоит. По законам РФ орган имеет право игнорировать подобные обращения. Поэтому следует достоверно указать собственные ФИО, адрес, контактный телефон.

Вслед за «шапкой» пишут слово «Жалоба», а после можно излагать суть проблемы. Важно придерживаться делового стиля. В заявлении недопустимы оскорбления и нецензурная лексика. В противном случае оно не будет рассматриваться в государственной инспекции.

Изложив ситуацию, необходимо выдвинуть свои требования. Можно сформулировать их таким образом: «Прошу проверить все факты, привлечь виновных к ответственности и восстановить мои права». Эту часть составляют в соответствии с конкретной конфликтной ситуацией. В завершение ставят подпись и дату написания жалобы.

Обращение через интернет

Очень удобно и достаточно просто обратиться в инспекцию по труду в режиме онлайн. Сюда пишут по любым вопросам, которые в компетенции гос. органа. Например, можно заявить о задолженности по заработной плате и призвать на помощь инспекторов, которые проведут проверку этого факта.

Чтобы обратиться трудовую инспекцию через интернет, не придется оформлять доверенность. Достаточно найти официальный сайт структуры, призванной решать проблемы трудящихся.

На страничке есть вкладка «Онлайн-приемная», сюда и необходимо перейти. Здесь посетителю предложат выбрать из списка вопрос, по которому он обращается.

Если же проблема не входит в предложенный перечень, можно нажать кнопку «Иные вопросы». Далее появится кнопка «Отправить заявление».

После ее нажатия откроется форма, которую важно заполнить полностью. В ней представлены простейшие вопросы: следует указать собственные ФИО, адрес, контактный телефон и электронную почту. Также нужно будет выбрать, каким способом гражданину проще получить ответ на свой вопрос. Организация готова его переслать и на домашний адрес, и на электронный ящик.

Чтобы написать жалобу в режиме онлайн, важно знать точные данные о собственном работодателе. На сайте предложат указать ОГРН компании и ИНН. Еще придется написать ФИО ее руководителя. Обязательно следует уточнить, какую должность занимает заявитель.

Заполнив все графы, нужно определиться, чего добивается работник. Здесь на выбор ему предложены несколько действий. Он может потребовать проведения проверки либо привлечения к ответственности должностных лиц. Достаточно поставить галочку возле выбранного пункта.

Также в форме предусмотрено место, где заявитель может письменно изложить, какой вопрос его тревожит. Очень удобно, что к письму гражданин имеет право приложить любые документы количеством до 5 штук, каждый размером до 25 Мб. Это может быть доверенность, трудовой договор и прочие бумаги, которые помогут подкрепить свою позицию.

Как действовать через посредников

Хотя сегодня можно обратиться в орган и через интернет, порой у гражданина нет другого выхода, кроме как искать посредника для подачи жалобы. Закон допускает это, но требует, чтобы пострадавший написал доверенность на третье лицо. Есть свои правила оформления документа, в зависимости от того, подается ли он от физического или юридического лица.

Оформляя доверенность от обычного гражданина, в ней нужно указать собственные данные, а также сведения о доверенном лице. Кроме ФИО, необходимо написать адрес регистрации и проживания, если они отличаются. Такая информация нужна о каждой из сторон.

Далее в документе ставят дату его оформления, срок, когда его действие оканчивается. Доверенности присваивают номер и указывают, на какие действия она распространяется. Для данной ситуации пишут: «Представление интересов в государственной трудовой инспекции».

Если доверителем является юридическое лицо, документ заполняется по-другому. Для этого используется специальный бланк, на котором указывают полное название компании, ее адреса — фактический и юридический. Понадобятся сведения о главе предприятия, включая КПП и ИНН.

Далее пишут данные доверенного лица, называют дату оформления доверенности и срок ее действия. Также следует правильно присвоить номер документу и указать, на какие действия он распространяется. Как правило, это делают по тому же принципу, что и в доверенности от физического лица. Любая бумага должна завершаться подписью и печатями.

(13 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://podachaiska.ru/trud/trudovaya-inspektsiya.html

Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу, Приказ Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу от 26 октября 1995 года №086

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда

1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:

1.2.

Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.

1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.

1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.

1.7.

В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.

1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.

1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.

1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.

II. Обязанности государственного инспектора по охране труда

2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:

– сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;

– контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;

– анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;

– проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;

– информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;

– направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;

– оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;

– рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;

– отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

III. Права государственного инспектора по охране труда

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:

– беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;

– запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;

– предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;

– передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;

– приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;

– отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

– контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;

– ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

– требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;

– участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;

– проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;

– участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

– требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;

– вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;

– вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).

3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.

3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.

IV. Обязанности государственного правового инспектора труда

4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.

4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.

4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.

4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.

4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.

4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.

4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

V. Права государственного правового инспектора труда

5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.

5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.

5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.

5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.

VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)

6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.

Текст документа сверен по:

Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9105776

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Полномочия и особенности работы Государственной инспекции труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы.

Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст.

353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд)[1].

Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации[2].

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г. в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда.

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;  

Источник: https://www.profiz.ru/kr/11_2012/inspekciya_truda/

ПравБаза
Добавить комментарий