Как выиграть спор о снижении льгот после спецоценки

Как выиграть спор о снижении льгот после спецоценки

Как выиграть спор о снижении льгот после спецоценки

Суд не вернет работнику льготы, если работодатель докажет улучшение условий и проведет спецоценку без нарушений.

Суд поддержит работодателя, если условия труда стали лучше 

После проведения спецоценки условий труда работникам нередко уменьшают льготы. Работники не соглашаются с этим и обращаются в суд или ГИТ. Инспекция может проверить итоги спецоценки. Если ГИТ обнаружит, что спецоценка снизила подкласс условий труда, но сами условия труда не изменились, контролеры выдадут предписание, чтобы компания вернула работникам льготы.

В таком случае работодателю необходимо доказать, что условия труда улучшились. Например, представить в суд документы, из которых следует, что работодатель:

  • восстановил систему искусственного освещения,
  • приобрел эффективные СИЗ и т. п.

Если работодатель уведомил работников об изменении договора за 2 месяца, реально отменить предписание. Улучшение условий труда подтвердила спецоценка, см., например, определение Свердловского областного суда от 02.12.2015 по делу № 33а-17454/2015. Из определения:

«… проведена специальная оценка условий труда… Согласно… отчету условия труда по степени вредности признаны допустимыми – 2 класс… , в связи с чем доплата и дополнительный отпуск по ст.ст. 117 и 147 ТК РФ работникам не предусмотрены.

… суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности п.п. 1 и 2 предписания, исходя из подтвержденного специальной оценкой условий труда улучшения условий труда части работников, и отсутствия в связи с этим оснований для предоставления им указанных в предписании гарантий (компенсаций).

… вредные условия труда 3 и 4 степени или опасные условия труда по результатам специальной оценки не установлены».

Работник выиграет спор о возврате льгот, если улучшения условий труда не было

Однако если работодатель не представит доказательства улучшения условий труда, работник выиграет спор, см., например, определения Свердловского областного суда от 27.07.2016 по делам № 33–12819/2016, 33–12821/2016. Из определения:

«Судебная коллегия приходит к выводу о сохранении соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер, так как ни о каких изменениях в условиях труда истца, улучшивших такие условия, ответчиком не заявлено, доказательств суду не представлено, по существу, ответчик не оспаривал факт сохранения прежних условий труда истца…»

Суд учтет итоги государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда может выявить, что при проведении спецоценки допустили нарушения методики. В этом случае работники могут добиться возвращения льгот.

Например, нарушениями признали то, что не все средства измерений были поверены, а также описки в отчете. Суд счел результаты спецоценки недействительными и обязал компанию вернуть компенсации работникам, см.

определение Ростовского областного суда от 23.11.2015 по делу № 33–18198/2015. Из определения:

«Поскольку СОУТ проведена с… нарушениями, что не позволяет сделать вывод о соответствии её результатов требованиям закона, суд пришел к выводу, что действия… по завершению специальной оценки условий труда так же являются незаконными, отчёт о проведении специальной оценки условий труда следует признать недействительным, в связи с чем отсутствовали основания для изменения условий труда по результатам проведенной специальной оценки, а именно, по отказу в предоставлении ежегодного дополнительного отпуска за вредные условия труда».

Некоторые нарушения могут не повлиять на итоговый класс условий труда. Если эксперт установит это и выявит, что допустили несоответствия технического характера, работникам не удастся вернуть компенсации, см. определение ВС Республики Коми от 01.10.2015 по делу № 33–4811/2015. Из определения:

«… законодательством на работодателя не возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда одномоментно во всей организации… в апреле-мае 2014 года при проведении СОУТ была проверена большая часть автомобилей… судебная коллегия полагает, что у работодателя имелись основания для установления истцу гарантий и компенсаций по результатам проведенной в апреле-мае 2014 года специальной оценки условий труда.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что впоследствии в соответствии с утвержденным планом проведения СОУТ в 2015 году были обследованы все автомобили скорой медицинской помощи, нарушений по шуму и вибрации не установлено, что не оспаривалось представителем истца в заседании суда апелляционной инстанции.

Судебная коллегия считает, что установление на одном автомобиле … класса условий труда 3.1, который ниже класса условий труда, установленного на рабочем месте… не могло повлиять на предоставляемые истцу работодателем гарантии и компенсации по результатам специальной оценки условий труда».

  • Профстандарты, спецоценка и премии. Решения для спорных ситуаций

Источник: https://www.tspor.ru/article/2152-qqe-17-m3-16-03-2017-kak-vyigrat-spor-o-snijenii-lgot-posle-spetsotsenki

Минтруд разъяснил, как применять дополнительные тарифы в период перехода от аттестации к спецоценке

Как выиграть спор о снижении льгот после спецоценки

Для работодателей, которые провели спецоценку условий труда, предусмотрены одни дополнительные тарифы по взносам в ПФР, а для тех, кто не успел ее провести — другие. Но в 2014 году для большинства рабочих мест продолжают действовать итоги аттестации, и они приравнены к результатам спецоценки.

В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? И как быть работодателям, которые не провели ни аттестацию, ни специальную оценку? Эти и другие сложные моменты прояснил Минтруда России в письме от 13.03.

14 № 17-3/В-113.

Дополнительные тарифы по взносам в пенсионный фонд применяются в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочную пенсию. К данным категориям относятся лица, которые заняты на определенных видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

По общему правилу размер доптарифа зависит от того, проводил ли работодатель специальную оценку условий труда.

Если спецоценка не проводилась, то дополнительные взносы нужно начислять по «старым» тарифам. Они установлены пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее Закон № 212-ФЗ). Значения «старых» тарифов приведены в таблице 1.

Таблица 1
Доптарифы, которые нужно применять при отсутствии спецоценки

Льготная категория работниковДополнительный тариф
2013 год2014 год2015 год и далее
Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда4%6%9%
Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и другие категории, перечисленные в подпунктах 2-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ2%4%6%

Если же работодатель использует результаты проведенной им спецоценки, то дополнительные взносы начисляются по «новым» тарифам. Они установлены пунктом 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Значения «новых» тарифов приведены в таблице 2.

Таблица 2
Доптарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки условий труда

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф
Опасный48%
Вредный3.47%
3.36%
3.24%
3.12%
Допустимый20%
Оптимальный10%

Обратите внимание: в отношении работника, не относящегося к льготной категории, ни «старые», ни «новые» дополнительные тарифы не применяются.

Иными словами, если сотрудник не занят на видах работ, дающих право на досрочную пенсию, взносы нужно начислять по обычным тарифам.

При этом не важно, какими являются условия труда: опасными или вредными, либо допустимыми и оптимальными. Факт проведения спецоценки также не имеет значения.

Вопросы переходного периода

Специальная оценка введена в 2014 году. До этого классы условий труда определяли по итогам другого мероприятия — аттестации рабочих мест. Ее результаты действительны в течение пяти лет.

Поэтому данные результаты можно использовать до окончания пятилетнего периода, и только после этого проводить спецоценку (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»).

Получается, что в 2014 году у большинства работодателей есть результаты аттестации, которые еще не потеряли своей актуальности.

Также у ряда компаний и предпринимателей есть рабочие места, на которых не было ни аттестации, ни специальной оценки.

В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы («старые» или «новые») нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? Нет полной ясности и относительно того, как быть, если работодатель до сих пор не провел ни аттестацию, ни спецоценку. Специалисты Минтруда в комментируемом письме четко обозначили свою позицию по этим вопросам.

Отсутствие результатов аттестации и спецоценки

В комментируемом письме говорится: при отсутствии актуальных результатов аттестации и до проведения спецоценки работодателям надлежит использовать «старые» доптарифы.

Этот вывод справедлив и в случае, когда аттестация началась в 2013 году, а ее результаты оформлены в 2014 году. Дело в том, что с 1 января текущего года аттестация рабочих мест упразднена, и ее результаты, оформленные после этой даты, считаются недействительными.

Поэтому подобную ситуацию следует расценивать, как полное отсутствие итогов аттестации.

Доптарифы по итогам аттестации

В случае, когда работодатель располагает актуальными итогами аттестации, проведенной до 2014 года, дополнительные тарифы нужно применять в следующем порядке.

Если аттестация выявила у льготных категорий работников оптимальные или допустимые условия труда, и эти результаты являются актуальными, то в 2014 году и далее (вплоть до проведения спецоценки) работодателю следует применять «старые» доптарифы.

Такой вывод, сделанный авторами комментируемого письма, полностью совпадает с точкой зрения, которую изложил Пенсионный фонд в письме от 12.02.14 № НП-30-26/1707 (см.

«ПФР разъяснил, по каким дополнительным тарифам уплачивать пенсионные взносы с выплат работникам в 2014 году»).

Если же аттестация установила, что льготные категории работников трудятся в опасных или вредных условиях, то в 2014 году и далее дополнительные взносы необходимо платить по «новым» тарифам. Это закреплено частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ.

Не исключена ситуация, когда работодатель, у которого есть актуальные результаты аттестации, не захочет ими воспользоваться.

Вместо этого он будет начислять дополнительные взносы по «старым» тарифам, как если бы итоги аттестации (равно как и спецоценки) отсутствовали. По мнению авторов комментируемого письма это недопустимо.

Применять актуальные итоги аттестации — это обязанность, а не право работодателя. И произвольный выбор доптарифа законом не предусмотрен.

Таблица 3
Какие доптарифы пенсионных взносов применять в 2014 году до проведения спецоценки

Дополнительные взносы в ПФР начисляются:
на основании актуальных итогов аттестациибез проведения аттестации
по вредным и опасным условиям трудапо оптимальным и допустимым условиям труда
Дополнительные тарифы«новые»«старые»«старые»

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2014/4/8557

Результаты спецоценки | Статьи

Как выиграть спор о снижении льгот после спецоценки

Обязан ли работодатель отменять льготы после спецоценки? Какие последствия наступят, если льготы отменить в нарушение коллективного договора? Можно ли прекратить действие коллективного договора?

Обязанности отменить льготы у работодателя нет. Но, продолжая их предоставлять после спецоценки, он не может списать расходы на охрану труда.

Работодатели отменяют компенсации, ссылаясь на результаты спецоценки. Если в организации действует коллективный договор, то принимать такое решение не стоит.

Для досрочного прекращения коллективного договора можно воспользоваться одним из вариантов:

  • провести реорганизацию в форме: слияния, присоединения, разделения или выделения;
  • изменить форму собственности организации;
  • провести переговоры по изменению коллективного договора в части, касающейся предоставления льгот (ст. 43 ТК РФ).

Обязан ли работодатель отменять льготы после спецоценки

По результатам спецоценки работодатель может сократить количество предоставляемых работникам льгот. По новым правилам работник не имеет права на дополнительный отпуск, если условия труда на его рабочем месте соответствуют классу 3.1 и ниже. А сокращенная рабочая неделя может быть предоставлена, если установлен класс вредности 3.3 и выше.

Если на рабочем месте не проведена спецоценка, то действуют результаты аттестации и работник получает льготы в прежнем порядке. После проведения спецоценки работник теряет право на льготы. Но должен ли работодатель их отменить и что может ему в этом помешать?

Обязанности отменить льготы у работодателя нет. Другое дело, что продолжая их предоставлять, он не может списать расходы на охрану труда.

То есть нельзя их включить в себестоимость продукции (товаров/услуг). Как следствие, работодатель не вправе на законных основаниях снизить налогооблагаемую базу и проводить указанные платежи из прибыли предприятия.

Поэтому работодатель получает дополнительную финансовую нагрузку.

Помехой в отмене льгот может стать коллективный договор. В нем обычно устанавливают конкретные льготы, связанные с работой во вредных условиях. И после окончания срока действия результатов аттестации коллективный договор не прекращает автоматически свое действие. Поэтому работодатель обязан придерживаться его требований.

Какие последствия наступят, если компенсации отменить в нарушение коллективного договора

Работодатели отменяют компенсации, ссылаясь на результаты спецоценки. Если в организации действует коллективный договор, то принимать такое решение не стоит. В противном случае происходит противопоставление Трудового кодекса и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Работодателю не стоит надеяться, что он отделается минимальным штрафом в размере 30 000 рублей. И даже 50 000 рублей однократно может не остановить. Но в последнее время трудовая инспекция наказывает по совокупности нарушений. То есть итоговая сумма штрафа будет прямо пропорциональна количеству работников, чьи трудовые права были нарушены.

Трудовой кодекс определил, что коллективный договор, которым установлены компенсации и льготы работникам, является приоритетом для работодателя.

Кроме того, работодатель не вправе снизить количество и размер компенсаций за вредные или опасные условия труда, если фактически условия работы не изменились (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”»).

Пример
В медицинской организации в ходе аттестации рабочих мест условиям труда врачей был присвоен класс вредности 3.1 по освещенности. Работникам предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда. В 2014 году работодатель провел спецоценку. По ее результатам класс условий труда по освещенности остался прежним – 3.1.

При этом никаких мероприятий, направленных на улучшение освещения проведено не было. На основании результатов спецоценки работодатель не вправе отменить компенсацию в виде дополнительного отпуска уже работающим сотрудникам. Однако тем, кто устроится после проведенной спецоценки, дополнительный отпуск предоставлять не нужно (ч. первая ст.

117 ТК РФ).

Поэтому работодатель, сокращая компенсации и льготы работникам без изменения коллективного договора, рискует быть оштрафованным на сумму от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

До настоящего момента трудовая инспекция не проверяла, соответствуют ли предоставляемые работникам компенсации содержанию коллективных договоров.

Вот две основные причины.

  1. Несовершенство нормативной правовой базы, то есть прямое нежелание инспекторов затрагивать наиболее сложный вопрос оплаты «привычных» сумм льгот и компенсаций. Особенно это характерно для предприятий социальной направленности (школы, больницы и пр.), а также предприятий промышленного сектора экономики (муниципальные очистные сооружения и пр.). Инспекторов останавливает отсутствие прецедентов у своих коллег из других регионов.
  2. Отсутствие судебной практики по вопросу ликвидации ранее установленных коллективными договорами льгот и компенсаций.

Можно ли прекратить действие коллективного договора

Отменить действие коллективного договора вряд ли удастся. На пути встанут профсоюзы или другие представители рабочего коллектива. Поэтому единственный путь – дождаться окончания срока действия договора. Тем более что ждать придется недолго – срок действия договора не может быть более трех лет. Если его заключили в конце 2013 года, он прекратит свое действие в конце 2016 года.

Перед началом проведения спецоценки или сразу после ее окончания работодателю необходимо проверить, действует ли у него коллективный договор. Уточнить, какие компенсации и льготы им установлены. Если положение работников может ухудшиться после отмены компенсаций по результатам спецоценки, нужно начать работу по изменению коллективного договора.

Впрочем, есть несколько вариантов, которыми можно воспользоваться для досрочного прекращения коллективного договора:

  • провести реорганизацию в форме: слияния, присоединения, разделения или выделения;
  • изменить форму собственности организации;
  • провести переговоры по изменению коллективного договора в части, касающейся предоставления льгот (ст. 43 ТК РФ).

В первом и втором случае действие договора закончится через три месяца после проведенных изменений. Во втором – с момента, когда измененный договор вступит в силу.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/102565-qqe-16-m01-rezultaty-spetsotsenki

До 225 млрд рублей ежемесячно может дойти гипотетическая выгода работодателей от проведения спецоценки

Как выиграть спор о снижении льгот после спецоценки

22.09.2016

По статистике, рабочих мест с вредными и опасными условиями труда в отечественной промышленности примерно треть – 26 млн. Наибольшее количество их приходится на добывающие предприятия, строительство и транспорт.

При этом ежегодно около 7 – 8 тысяч человек получают профессиональные заболевания. Конечно, количество “вредных” рабочих мест сокращается с годами – на многих предприятиях просто выгодно модернизировать технологии.

Однако темпы сокращения количества таких рабочих мест весьма скромные. Это не раз отмечали и эксперты, и профсоюзы.

Вывод из этого можно сделать один: работодатель не так уж и заинтересован в улучшении условий труда работников. И мотивации, конечно же, не хватает именно финансовой. Для того чтобы этот финансовый стимул создать, вводилась сначала аттестация рабочих мест, а затем и специальная оценка условий труда.

“Аттестация у нас не стала всеобщей по той причине, что в ней нет никакой экономической заинтересованности для работодателя. Она не влияет на объем обязательств работодателя перед работниками и государством.

Мы рассчитываем на то, что спецоценка проявит себя по-другому, потому что от ее результатов будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в РФ существуют так называемые списки № 1 и 2; в список № 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, в список № 2 – с вредными и тяжелыми условиями труда)”, – заявлял в августе 2013 года первый заместитель министра труда и социальной защиты России Сергей Вельмяйкин.

В итоге ни аттестация, ни СОУТ не оказали особенного влияния на темпы модернизации рабочих мест и, соответственно, на улучшение условий труда работников. Между тем работодатели от всех этих новаций, скорее, финансово выиграли. А работники, соответственно, проиграли. Особенно после введения СОУТ.

В чем разница между аттестацией рабочих мест и спецоценкой условий труда? Последняя предполагает значительное уменьшение льгот и компенсаций для работников.

А кроме того, методика СОУТ дает возможность уменьшить класс вредности рабочего места без каких-либо затрат на улучшение условий труда.

Из методики был исключен ряд факторов вредности: электромагнитные поля на рабочих местах пользователей ПЭВМ, микроклимат на открытой территории, коэффициент естественной освещенности, коэффициент пульсации, прямая блесткость и отраженная блесткость.

По многим другим факторам (биологический, виброакустический, микроклимат в производственных помещениях, освещенность рабочей поверхности, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса – тут еще количество оцениваемых показателей снижено с 23 до 6) был просто ограничен круг рабочих мест, на которых эти факторы подлежат оценке.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Денис Журавлев. “Спецоценка условий труда”. “Солидарность” № 15, 2014 (цикл статей – ссылки в публикации)

Полина Самойлова. “СОУТ в отраслевом разрезе”. “Солидарность” № 34, 2015 (цикл статей – ссылки в публикации)

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом всех этих изменений стало уменьшение количества “вредных” рабочих мест, и преимущественно – бюрократическое. В большинстве случаев работники теряют льготы и компенсации за труд во вредных условиях безо всякого улучшения этих условий.

Оценить уменьшение количества таких рабочих мест сложно, поскольку завершат проведение СОУТ лишь через пару лет. Но вот, к примеру, в Тюменской области в прошлом году констатировали, что доля мест с вредными условиями труда у них сократилась с 37% до 33%.

Во многом результаты зависят от отрасли.

– В нашей отрасли СОУТ завершена всего на 15% предприятий, – рассказал заместитель председателя Росхимпрофсоюза Андрей Коваленко. – Но на большинстве остальных предприятий спецоценка близка к завершению. И вот каковы результаты по уже оцененным рабочим местам.

В 10% снижение класса вредности прошло из-за реального улучшения условий труда. Еще на 20% рабочих мест снижение класса вредности произошло лишь номинально – из-за бюрократических особенностей методики.

Из тех, у кого класс вредности рабочего места снизился, у 20% снизились льготы.

По словам председателя Роспрофмаша Николая Шатохина, в его отрасли статистика более обнадеживающая: класс вредности снизился лишь на 1 – 1,5% рабочих мест. Возникающие сложности с СОУТ разрешаются на уровне профкомов.

Рубен Бадалов, заместитель председателя Росуглепрофа, также говорит, что в их отрасли “работники от снижения льгот защищены и отраслевым соглашением, и коллективными договорами. Но мы наслышаны, что на предприятиях, где нет профсоюза, снижение льгот происходит”.

– Да, от проведения СОУТ пострадала масса работников, – говорит Анатолий Шарков, руководитель отдела охраны труда и правовой защиты профсоюза авиационных работников.

– В нашей отрасли пострадали около 22% работников – им снизили льготы и гарантии. На мой взгляд, основной целью СОУТ и было урезание льгот. Потому что спецоценка не стимулирует к улучшению условий труда.

Потому что в улучшении никто не заинтересован. Проще оставить рекомендации на бумаге.

ВЫГОДА ОТ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ

Таким образом, СОУТ если чему и способствует, так это снижению затрат работодателя. Попробуем разобраться, как он может выиграть на проведении спецоценки условий труда.

Для начала посмотрим на затраты работодателя.

Они требуются на проведение самой СОУТ, на выполнение рекомендаций по улучшению рабочих мест по результатам СОУТ (но поскольку работодатель платит компании за проведение спецоценки и может выбирать компанию по своему вкусу, всегда можно найти “сговорчивую” организацию), на оплату льгот и компенсаций работникам (в случае повышения класса вредности рабочего места, что тоже редкий случай).

В среднем стоимость оценки условий труда в городах-миллионниках, согласно данным из открытых источников, – 1500 рублей за рабочее место. При этом за аналогичные места платить приходится меньше (замеры проводятся на 20% аналогичных рабочих мест, и на все аналогичные рабочие места оформляется одна карта). “Оптовая” оценка рабочих мест обходится дешевле.

То есть в некоторых случаях выгоднее оплатить проведение СОУТ, чем штраф (особенно за повторное нарушение).

При этом можно возместить затраты на проведение СОУТ за счет страховых взносов в ФСС на обязательное соцстрахование от несчастных случаев и профзаболеваний – до 20%. После проведения спецоценки на тот же вид обязательного страхования можно получить скидку – до 40% страхового тарифа (Приказ Минтруда № 39н от 01.08.2012).

“А”-СПРАВКА

Штрафы за непроведение СОУТ (ст. 5.27 КоАП РФ):

– для должностных лиц – административные штрафы от 5 до 10 тыс. руб. (при первичном нарушении), а также от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет (при повторном нарушении);

– для ИП – административные штрафы от 5 до 10 тыс. руб. (при первичном нарушении), а также от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (при повторном нарушении);

– для юридических лиц – административные штрафы от 60 до 80 тыс. руб. (при первичном нарушении), а также от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (при повторном нарушении).

ВЫГОДА ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ СОУТ

В первую очередь работодатель выигрывает от снижения взносов в ПФР.

Предусмотрены следующие дополнительные отчисления в Пенсионный фонд: выплаты за занятых на рабочих местах с вредными условиями труда – 9%; на работах с тяжелыми условиями, с повышенной интенсивностью и тяжестью – 6%.

При этом организации, проводящие СОУТ, обещают на своих сайтах, что после проведения спецоценки взносы в ПФР уменьшатся с 9% до 4 – 6% и с 6% до 2 – 4%.

Далее – экономия на выплате компенсаций работникам за условия труда.

Экономия на льготах. К примеру, в химической отрасли, согласно данным Росхимпрофсоюза, дополнительный отпуск потеряли до 45% работников, занятых на “вредных” местах.

Сокращение длительности дополнительных отпусков дает экономию на привлекаемых сотрудниках.

Дополнительный отпуск можно заменять денежной компенсацией. Экономия на привлекаемых сотрудниках.

Сокращенный рабочий день можно удлинить. Также экономия на привлекаемых сотрудниках.

Согласно ФЗ № 421 от 28.12 2013 право на сохранение действующего размера льгот и компенсаций имеют лишь работники, принятые на работу до вступления в силу закона о СОУТ, то есть до 2014 года. Вновь принятые работники не могут претендовать на льготы и компенсации, теперь уже не соответствующие классу вредности рабочего места.

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИИ

Конечно, ни один работодатель не поделится коммерческой тайной и не расскажет, сколько денег он сэкономил за счет проведения СОУТ.

Поэтому мы решили рассчитать возможную экономию на фонде оплаты труда для предприятия, скажем, химической промышленности, где из 2000 работников 1000 заняты на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, а средняя заработная плата равна 30 тыс. рублей.

Предположим, что 500 работников заняты на местах с вредными условиями труда (то есть за них надо делать дополнительные отчисления в ПФР в размере 9%), а еще 500 – на работах с тяжелыми условиями, с повышенной интенсивностью и тяжестью (дополнительные отчисления – 6%).

Что мы видим в химической промышленности? Что 20% рабочих мест теряют класс вредности, а работники 20% из них теряют компенсации.

Пример россошанского ОАО “Минудобрения” показывает, что в январе этого года средняя зарплата на предприятии была примерно 52 тыс. рублей, а в марте – 46 тыс.

рублей, то есть после проведения СОУТ средняя зарплата упала на 12% (по сведениям профкома предприятия). Попытаемся наложить эти условия на придуманное нами предприятие.

Расчеты выходят следующими. До проведения СОУТ работникам выплачивали 60 млн рублей в месяц. Основные отчисления в фонды составили 18 млн рублей.

Отчисление на травматизм – 1,02 млн рублей (если предположим, что предприятие относится к XV классу профессионального риска – скажем, предприятие хлорной промышленности).

Дополнительные отчисления в ПФР – 1,35 млн (по списку № 1) и 0,9 млн рублей (по списку № 2). Итого: фонд оплаты труда составил 81,27 млн рублей.

Провели СОУТ. Средняя заработная плата упала на 12% – то есть в нашем случае 26,4 тыс. рублей. Рабочие места 200 работников потеряли класс вредности, а 40 работников потеряли выплаты и льготы. Работникам выплачивается в сумме уже 52,8 млн рублей в месяц. Основные отчисления в фонды – 15,84 млн рублей.

Отчисления в ФСС на травматизм должны составить 0,89 млн. Со скидкой в 40% сумма снижается до 0,53 млн, а с получением вычета в 20% (на организацию СОУТ) – до 0,43 млн.

Представим, что организация, проводившая СОУТ, выполнила свои обещания. И допвзносы с 9% упали до 6%, а с 6% – до 4%. Допотчисления в ПФР составят 0,79 млн и 0,528 млн рублей соответственно.

Итого: фонд оплаты труда составляет уже не 81,27 млн, а 70,38 млн рублей.

Разница между “до СОУТ” и “после СОУТ” получается в 10,9 млн рублей. Впрочем, расходы на заработную плату относят к расходам на себестоимость при исчислении налога на прибыль. Уменьшение расходов на зарплату означает увеличение расходов на налог на прибыль. А значит, возможный выигрыш работодателя уменьшится до 8,7 млн рублей – это примерно 10% от первоначального фонда оплаты труда.

То есть работодатель способен получить как минимум 10-процентную экономию – это если ему не будут противостоять профсоюзы, а совести у него не будет. И это еще не говоря о косвенных способах экономии – на привлекаемых новых сотрудниках, к примеру.

– У работодателя немало рычагов, чтобы при помощи спецоценки экономить деньги, – считает зампред Росхимпрофсоюза Андрей Коваленко. – Мы не проводили конкретных расчетов.

Просто мы знали, что компания проводит специальную оценку условий труда, у нее там порядка 20 тысяч человек трудятся во всех зависимых и дочерних обществах. И по результатам СОУТ экономия должна быть немалой – сотни миллионов рублей в год.

Это были приблизительные цифры, но когда мы их оглашали, работодатель не стал нам возражать, и в связи с этим удалось договориться о повышенном размере компенсаций и льгот. Кроме того, с одной компанией удалось договориться о том, что работодатель компенсирует каждый третий день утерянного отпуска.

То есть мы оглашаем выгоду работодателя и требуем взамен уступок для работников. Но эти уступки все равно не сравнимы с тем объемом гарантий и компенсаций, которые получали работники по результатам аттестации рабочих мест.

ВЫВОДЫ

Зайдем в своих предположениях дальше. При средней зарплате в 30 тыс. рублей на тысяче “вредников” можно сэкономить 8,7 млн рублей в месяц. Средняя заработная плата по России примерно такая же, какую мы брали для расчетов, – 32 тыс. рублей. А в стране 26 млн “вредных” рабочих мест.

Если на каждой тысяче работников гипотетическая выгода может достигать 8,7 млн рублей в месяц, то для 26 млн “вредников” эта сумма достигнет уже астрономической величины – 225 млрд рублей. Ежемесячно.

Именно столько работодатели теоретически могут ежемесячно экономить благодаря СОУТ, если забудут про соцпартнерство, смогут задавить профсоюзы и не побоятся социального взрыва.

Так как спецоценка сейчас только проводится и мало где завершена, затруднительно выяснить, какова окажется доля настолько “отвязных” предпринимателей.

Но вот что аттестация рабочих мест, что СОУТ – они задумывались для того, чтобы мотивировать работодателя улучшать условия труда. Часть работников уже льготы потеряла. Выиграло ли при этом их здоровье? Не похоже на это.

– Мы не наблюдаем каких-то значительных изменений в расходах работодателя на охрану труда, – говорит Алексей Бизюков, представитель технической инспекции труда ФНПР. – Согласно Трудовому кодексу работодатели должны тратить на мероприятия по охране труда 0,2% от стоимости производимых товаров и услуг.

На деле затраты на охрану труда мало меняются, максимум процентов на 10 – 15. В этом году они могут стать чуть побольше, но только за счет того, что благодаря новым нормативным документам работодатель теперь должен чуть больше тратить на спецодежду.

Меньше расходы тоже не стали – тогда нам стали бы активно на это жаловаться, а увеличения количества жалоб нет.

Таким образом, СОУТ фактически становится лишь инструментом перекачивания денег из кармана работника в карман работодателя. У работника отнимают и здоровье, и деньги.

Источник: http://xn--80aucrje.xn--p1ai/news/trudu-nastal-opsout/

ПравБаза
Добавить комментарий